Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Общие рекомендации обучения детей и подростков с ограниченными возможностями

Дата: 15 февраля 2018 в 15:56, Обновлено 3 мая в 14:35

Рекомендации и стратегии предложены специально для учителей – предметников, учителей-дефектологов с целью поддержать их стремление в обучении детей и подростков с ограниченными возможностями,  пытающихся добиться более эффективных результатов в процессе обучения.

Общие рекомендации обучения детей и подростков с ограниченными возможностями

  1. Всем учителям необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята конечно же отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.
  1. Чем раньше у ребенка обнаружат какое-либо отклонение, тем больше шансов его вылечить. В процессе обучения учеников старшего возраста вам придется научиться справляться с разными ситуациями, возможно даже суметь защитить себя.
  1. Существуют разные уровни интеллекта,а следовательно и разные подходы к системе обучения. Обычно добиваются больших успехов дети с математическим складом ума. Хорошо также, когда дети обладают или музыкальным, или духовным, или кинестетическим интеллектом.  Каждый вид интеллекта должен быть распознан и затем изучен.
  1. Учебный процесс значительно упростится, если учащийся пройдет мультисенсорную проверку, т. е. проверку слуха, зрения, осязания и уровня своей активности. Большинство учеников удерживают в памяти 10 % прочитанного,  20 % услышанного,  30 % увиденного, 50 % увиденного и услышанного, 70 % сказанного  и 90 % сказанного и сделанного одновременно. Кумулятивный подход, высокоструктурированный и последовательный, использующий мультисенсорные материалы - это как раз то, что необходимо.
  1. Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.
  1. Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.
  1. Познакомьтесь с родителямиребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща.Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз  в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.
  1. Если кто-то из ваших учеников переходит к другому учителю или в другой класс, меняет школу или уезжает из этой страны в другую, убедитесь в том, что ученик забрал с собой все свои личные документы.Не думайте, что это будет сделано автоматически.

Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом.  Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.

Тактика (стратегии) поведения с детьми и подростками с ограниченными возможностями

  1. Введите учеников в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним (например, делать записи во время объяснения новой темы).
  2. Помните, что детям с ограниченными возможностями очень важен четкий распорядок дня. Поэтому  для них необходимо составление  графика. Не забывайте предупреждать учеников о всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.
  3. У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы:

      а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;

      б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.

Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.

  1. Необходимо научить учеников правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все ученики должны чувствовать себя абсолютно свободно.
  2. Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.
  3. Используйте наглядные пособия: видео фильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая  все необходимое.
  4. Не забывайте правило: ”Повторение – мать учения”. Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.
  5. Дайте ученику только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.
  6. Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для многих детей очень сложно.
  7.  Оценки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.
  8. Разрешайте ученикам пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами и калькуляторами.
  9. Никогда не критикуйте ребят с ограниченными способностями перед другими детьми. Помните,чтотолько поощряя их, они будут добиваться лучших результатов.
  10. Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.
  11. Хвалите учеников за их хорошее поведение.
  12. Самое главное – не упустить случая похвалить ученика и повысить в нем  чувство собственного достоинства.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.