В последнее время особо пристальное внимание в УДО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя- дефектолога и воспитателей УДО.
Совместная деятельность учителя- дефектолога и воспитателей УДО организуется в соответствии со следующими целями:
1. Повышение результативности коррекционно- педагогической работы;
2. Рациональное распределение занятий учителя - дефектолога и воспитателей в течении дня для исключения перегрузки детей;
3. Адекватный подбор форм, методов, приёмов и средств коррекционно-педагогической деятельности дефектолога и воспитателей, нацеленных на всю группу детей, так и на отдельного ребёнка.
Основные виды организации совместной деятельности учителя - дефектолога и воспитателей:
1. Открытые занятия учителя- дефектолога с целью знакомства воспитателей с основными приёмами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а так же с требованиями, предъявляемыми к речи детей. Воспитатели непосредственно на занятиях оценивают возможности и способности каждого ребёнка.
2. Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях вне их.
3. Совместная подготовка к детским праздникам (подбор речевого материала)
4. Разработка общих рекомендаций для родителей.
Функции учителя - дефектолога и воспитателя по развитию речевых компонентов детей дошкольного возраста и неречевых психических процессов, связанных с речью:
Функции учителя - дефектолога:
1. Развитие фонематического компонента языковой системы (общих речевых навыков, звукопроизношения, восприятие и воспроизведение звуко- слоговой структуры слов, просодической организации речи (темп, ритм)
2. Формирование фонематических процессов.
3. Совершенствование состояния лексического компонента.
4. Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
5. Формирование грамматического строя речи
6. Совершенствование связной речи
7. Совершенствование граморфных навыков и знакомство детей с азами грамоты
8. Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.
Функции воспитателя:
1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.
3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.
4. Формирование связной речи
5. Закрепление графомоторных навыков
6. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале
Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.
Воспитатели не должны: торопить ребенка с ответом, перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи, не должны заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками; давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.
Учитель - дефектолог совместно с воспитателями УДО оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.
Несколько слов по поводу организации:
1. Учитель - дефектолог проводит занятия в первой половине дня, они совпадают с занятиями воспитателя, поэтому дефектологу приходится брать детей с занятий, что допускается. Брать детей с занятий дефектолога нельзя.
2. Для консультаций с родителями, в вечернее время, я присутствую на рабочем месте во вторник, среду, четверг.
3. Просьба, когда я даю документы для заполнения воспитателям, не оставлять их у себя. Документы для заполнения родителями не давать домой, пусть заполняют на месте.
4. Если вы замечаете, что папка с домашними заданиями долго лежит не тронутая, поинтересуйтесь у родителей, брали они ее домой или нет.
5. Приучайте детей отвечать на вопросы полным предложением, а не одним словом.
6. Выполняйте с детьми артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции звукопроизношения. Она включает в себя упражнения, направленные на тренировку подвижности органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики:
1. Осуществлять гимнастику следует каждый день, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Продолжительность занятий не должна превышать 5 минут.
2. Не следует предлагать детям более 5-6 упражнений за раз. При этом каждое упражнение необходимо повторять по 4-5 раз.
3. Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) следует выполнять по 10-15 сек.
Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику по указанию логопеда, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому. Так же важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.